Древнеримский период европейской истории породил десятки всевозможных стереотипов. Зачастую они поддерживаются голливудскими кинопроизводителями, которые готовы жертвовать исторической достоверностью в погоне за кассовостью конечного продукта и эффектностью картинки.

Как известно, римляне не могли представить комфортное существование без хлеба и зрелищ.

Поэтому в грандиозные шоу-программы зачастую включались бескомпромиссные выступления воинов-гладиаторов. Именно с ними связано самое грандиозное заблуждение, возникшее благодаря именитому французскому живописцу Жан-Леону Жерому, а конкретнее – его небезызвестной работе под названием «Pollice Verso». На картине изображено убийство поверженного гладиатора в момент, когда зрители повернули большой палец вниз. Великий художник Жан-Леон Жером отыскал единомышленников в 2000 году – почти через столетие после кончины. Поддержал виртуозного мастера кисти британский режиссер Ридли Скотт. Под его чутким руководством была отснята прекрасная, но абсолютно недостоверная в историческом плане картина «Гладиатор».

Киноистория повествует о талантливом генерале Максимусе, которой волей судьбы превратился из прославленного военачальника в знаменитого на всю империю гладиатора. Прирожденный воин демонстрировал на арене чудеса ратного искусства. В очередной схватке Максимус схлестнулся с искусным соперником – настоящей легендой боев. Едва не уступив в схватке, экс-генерал наносит противнику серьезное ранение, благодаря которому с горем пополам выигрывает смертельную дуэль. Но враг Максимуса не лишился жизни. Истекая кровью в блестящих доспехах, он ждал летального финала. Новоиспеченный император и шумная толпа желали сопернику бывшего военачальника смерти, опустив пальцы вниз. Тем не менее великодушный генерал отказался вонзить меч в уже поверженного коллегу по гладиаторскому цеху. Зрители древнеримских боев действительно использовали жест с большим пальцем вниз.

Однако гладиаторы его не боялись, ведь он сулил жизнь. Знакомый жест символизировал опущенный вниз меч. Публика просила пощады для бойца, который сражался не хуже триумфатора соревнований. Воины больше боялись знака с зажатым внутри кулака пальцем. Этим жестом зрители давали понять, что жизнь проигравшего бойца должна быть оборвана. Иначе говоря, оружие победителя должно проткнуть тело поверженного раба-воителя. Невзирая на всевозможные стереотипы, битвы на гладиаторских аренах не были бесконтрольной резней, где люди ради забавы публики перерезали друг другу глотки и калечили экзотических хищников. Игрища имели как правила, так и традиции. В частности, за боями пристально следил арбитр. В конце боя он решал, оставить ли жизнь проигравшему воину – другими словами, хорошо он сражался или больше не стоит выпускать его арену.

Дело в том, что каждый гладиатор был не столько мясом, сколько орудием заработка. Бойцы стоили серьезных денег.

Особенно те, которые принимали участие в знаковых соревнованиях с присутствием императора, его свиты и знатной древнеримской верхушки.