Цивилизация майя почитала табак в качестве одушевленной божественной субстанции. Но желание прикоснуться к сверхъестественному почему-то привело индейцев к тому, что они решили употреблять его ректально, делая никотиновые клизмы.

Точной информации о первых экспериментах с табачными листьями не сохранилось. Видимо, люди впервые отыскали их 12 000 лет назад – в момент, когда стартовало заселение центральноамериканских земель. Реалии собирателей подталкивают к дегустации всего, что доступно в черте досягаемости. Регулярное потребление началось почти 6 000 лет назад, совпадая по времени с неловкими попытками освоить земледелие. А еще через три-четыре тысячелетия майя не только применяли табак, но и выводили новые сорта растения. Индейцы предпочитали крепчайший табак под названием «пизиэт», который содержал огромное количество никотина. И майя изначально его не курили, а ставили клизмы. Коренные американцы настолько отличались от европейцев, что ректальное потребления опьяняющих субстанций показалось им весьма очевидным методом. Аналогично индейцы поступали с алкоголем. Ключевая причина – неудовлетворительное качество продукта.

Так, испанский епископ Диего де Ланда, который сжег львиную долю майяских свитков, в рукописном труде уточнял, что жители полуострова Юкатан чрезмерно увлечены беспробудным и разоряющим их пьянством. А вино, которое они изготавливают из меда и древесных кореньев невыносимо крепкое и дурно пахнет. Вероятнее всего, майя не удосужились проинформировать заокеанского гостя о ректальном употреблении субстанции. Археологам то и дело подворачивались под руку загадочные глиняные фигурки, которые не только намекали на использование клизм, но и демонстрировали процесс.

Впрочем, исследователи, зная своеобразность майя, не отважились со стопроцентной уверенностью сказать, какое же именно вещество употребляли коренные американцы – пиво, галлюциногенный сок растений или настойку табака. Дело еще и в том, что индейцы и сами не углублялись в классификацию веществ. По сути, они видели их составными частями одного расслабляющего ритуала, поэтому нередко делали ректальные коктейли. Церемония употребления проводилась под ритмичную музыку в затемненных пещерах, которые приравнивались индейцами к вратам в подземный мир, усиливающими внутреннее видение. Позже историки все-таки разгадали секрет кисетов с подписями «Дом табака». Точнее – подтвердили их использование. В полостях глиняных сосудов ученые отыскали миниатюрные частички табака, а значит – недальновидным майя и вправду не посчастливилось создать колесо из-за того, что весь их креатив ушел на никотиновые клизмы.

История с табаком и его ректальным вводом в организм повторилась в Европе. Приблизительно между семнадцатым и восемнадцатым столетием. Тогда европейцы поверили в полезные свойства табака.

А медики западноевропейских государств даже решили, что ректальное вдувание дыма с помощью специальных мехов способно спасти утопающего человека, хотя позже без особого желания признали метод бесперспективным.