Нецензурную лексику нельзя назвать чисто русским или даже исконно славянским изобретением. Ругательные слова присутствует в немецком, английском, испанском, французском и десятках других языков мира.

Однако русский мат настолько поддается адаптации, деконструкции, видоизменению и ассимиляции, что его можно считать уникальным явлением. Сотни весьма авторитетных филологов даже предпочитают называть его «жемчужиной речи». Часть исследователей настаивает на том, что матерные слова перекочевали на территорию русских княжеств вместе с татаро-монгольским игом. Впрочем, такое предположение полностью опровергают российские историки, утверждая, что в тюркских языках и диалектах, которые использовали кочевники, никогда не присутствовала нецензурная лексика. Кроме того, версию о татаро-монгольском происхождении развенчивают новгородские берестяные грамоты с матом, которые датированы двенадцатым столетием. То есть они значительно древнее, нежели нашествие орды на русские земли. Матерная лексика на бересте тесно соседствует с элементами финского языка.

Иначе говоря, получается, что новгородские грамоты принадлежат перу полуславянизированных колонистов легендарного князя Рюрика. Именно поэтому львиная доля экспертов предполагает, что мат на русских землях распространился благодаря финно-угорским переселенцам, которые обживали приволжский регион за два-три столетия до рождения первого монгольского императора Чингисхана. Современная нецензурная лексика представляет собой некий шар мистической культуры предков, который так или иначе связан с двумя обязательными составляющими – половым актом и гениталиями. Отсюда вытекает индоевропейская теория происхождения матерных слов. А также версия об их дальнейшем распространении. Дело в том, что праотцы индоевропейских племен придавали фундаментальное значение детородной функции человека, считая все связанные с нею выражения сакральными – такими, которые следует употреблять с исключительной осторожностью. Произнося их, человек мог либо спастись от недугов, либо навести порчу на вражеский род.

Употреблять сакральные выражения в повседневной жизни попросту запрещалось. Ограничения могли нарушать только матерые колдуны. Кроме того, есть интереснейшая гипотеза, что нецензурная лексика помогала славянским воителям в ходе вооруженных конфликтов. Ее подтверждением служит небезызвестный термин «бранные слова» – такие, которые должны использоваться только или преимущественно на поле брани. Получается, что в момент, когда славянский дружинник выдыхался в ходе кровопролитного сражения, он должен был произнести необходимый набор матов, позволяющий в экстренных ситуациях восстановить затраченную энергию. 

К слову, российские медики подчеркивают, что многочисленные элементы нецензурной лексики не только обедняют речь, но и в значительно степени притупляют работоспособность мозга.

Ключевая причина кроется в том, что содержательность мата позволяет одним выражением передать огромную палитру чувств, опираясь лишь на интонацию, а не на словарный арсенал.