Более века назад – весной 1915 года – состоялся первый тестовый заезд русского вездеходного аппарата, который был сконструирован под руководством талантливого инженера Александра Пороховщикова.

Разработанная им модель транспортного средства получила весьма говорящее название «Вездеход».

Проект Пороховщикова предусматривал возможность трансформации аппарата высочайшей проходимости в бронемашину. Иначе говоря, амбициозный инженер пытался создать первый русский танк. Впрочем, в литературе «Вездеход» нередко называют таковым. Хотя если смотреть правде в глаза, то транспорту Пороховщикова дорасти до статуса полноценного танка так и не удалось. Перспективный проект «Вездехода» попал в руки главнокомандующего царской армией в 1914-м. В начале следующего года появился опытный прототип. Сейчас трудно представить, но относительно легкий агрегат Пороховщикова передвигался на единственной гусенице. Многослойная броня машины достигала восьми миллиметров. Она представляла собой комбинированную защиту из двух насыщенных углеродом стальных листов, между которыми укладывалась амортизирующая прослойка из смеси волос и морской травы. 

Несущая конструкция «Вездехода» состояла из четырех пустотелых барабанов – одного направляющего и трех опорных. От первого отходили оси, входящие в специальные прорези рамы, где и фиксировались винтами. Движением направляющего барабана регулировалась натяжка единственной гусеницы. В передней части агрегата Пороховщикова устанавливались два соединенных со штурвалом колеса, позволяющие бронемашине поворачивать. Ключевым недостатком «Вездехода» была малая прочность резиновой ленты гусеничного механизма. Хотя сама гусеница была весьма широка, что позволяло аппарату преодолевать большинство препятствий, а не оседать на них днищем. В качестве силовой установки русский инженер-конструктор применил автомобильный мотор мощностью в двадцать лошадиных сил. В зависимости от вариации бронемашина Пороховщикова могла вооружаться одним или же сразу двумя пулеметами, крепившимися на цилиндрической башне. Предполагалось, что экипаж танка должен был состоять из двух человек – водителя и командира, который одновременно выполнял функции стрелка. 

Финальные испытания перспективного «Вездехода» состоялись летом 1915 года. В итоге выяснилось, что бронемашина способна демонстрировать достойные разгонные и маневренные качества даже в условиях передвижения по песку и глубоким канавам. Невзирая на успешные пробные заезды, к зиме 1915-го проект «Вездеход» был полностью заморожен и лишен какого-либо финансирования. Однако целеустремленный Александр Пороховщиков не опустил руки. В начале революционного 1917 года инженеру-конструктору удалось собственноручно модернизировать бронемашину. Обновленная модель несла четыре пулемета. Два из них устанавливались в башне специфической конструкции, позволяющей каждому орудию вне зависимости друг от друга наводиться на отслеживаемую цель.

Но имперское военно-техническое управление посчитало, что обновленная версия «Вездехода» не имеет будущего в армии.

Поэтому денег на дальнейшую доработку Пороховщикову не предоставили.