Исторические киноленты и романы регулярно подчеркивают, что палачи – суровые мужчины в колпаке, которые мастерски орудуют окровавленным топором. Однако истина настолько же далека от легенд и вымыслов, насколько северный полюс от экватора. Профессия палача не считалась престижной, но были у нее и некие достоинства. Нельзя сказать, что они были сопоставимы с презрением, которое регулярно сыпалось на работников ножа и топора, однако своеобразные привилегии имели место.

Палачам разрешалось на законном основании изымать любые вещи казненного ими преступника. Изначально действовал запрет на изъятие одежды, находившейся ниже пояса, но ограничение отменили. Также в целом ряде западноевропейских государств палачи могли бесплатно брать любые продукты. Это стало ответом на нежелание рыночников продавать товары за кровавое золото и серебро.
Островерхий колпак или тканевая маска, скрывающая лицо палача – вымысел литераторов и кинопроизводителей. Историки подчеркивают, что работники ножа и топора предпочитали работать без каких-либо накидок.

Исключением могла стать лишь казнь аристократов. Но отсечение головы представителям благородных родов было редкостью. Поэтому о регулярности ношения колпаков или масок не может быть и речи. Палачами были и женщины, и мужчины. Кроме того, существовало некое гендерное равенство, а точнее – половое разделение. Вершить суд над преступницей могла исключительно женщина, а над преступником – лишь
мужчина. Поэтому приводить смертный приговор в действие приходилось представителям обоих полов. Деятельность палачей приравнивалась к наиболее постыдным профессиям – наряду с лицедеями и проститутками.

В храмы каратели все-таки допускались, однако им было отведено место позади всех прихожан. К причастию они подходили только в самую последнюю очередь. На церковных кладбищах даже выделяли
специальный участок для захоронения палачей, что в очередной раз подчеркивало их принадлежность к низшей касте. Работники ножа и топора редко покидали кровавую профессию. Без веских причин им запрещалось прекращать деятельность. Отказников считали преступниками. А значит, палачами оставались до конца дней.

Существовали даже многовековые династии. Уходя в отставку, палач должен был найти подходящую замену. Разумеется, зачастую она находилась в кругу ближайших кровных родственников – дочерей или сыновей. Если верить историкам, то палачи на легальной основе занимались изгнанием дьявола – экзорцизмом.

В отличие от священнослужителей, которые пользовались исключительно молитвами, работники ножа и топора активно применяли весь спектр орудий для пыток. В средневековом обществе западной Европы верили, что бесы покидает тело человека в момент, когда его подвергают жесточайшим истязаниям.

Невзирая на то, что палачи изгоняли разношерстную нечисть, их нельзя назвать магами. Впрочем, они весьма охотно сотрудничали с ведьмами, алхимиками, заклинателями и колдунами абсолютно всех мастей. Палачи регулярно поставляли практикующим чародеям либо целые трупы, либо необходимые части человеческих тел. Торговля приносила достойную прибавку к жалованию.